обратная связь    на главную страницу
         Александр ПОНОМАРЕВ: режиссер, актерАлександр ПОНОМАРЕВ: режиссер, актер   рус    eng


РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ



БОЛЕЕ ЧЕМ ИХ ДОЛЯ ФАНТАЗИИ


Джон Фридман

«The Moscow Times», 20-26 июня 2003 г.


Перевод фрагментов статьи

Театр это дом притворства и некоторые вещи очаровывают драматургов и режиссеров больше чем возможность играть с окружающими людьми в пьесе. Это делает детей, актеров, мечтателей и безумцев особенно популярными на сцене.

Элементы всего этого осуществляются в «Правде о Дон Кихоте и Санчо» по роману Мигеля Сервантеса в театре ОКОЛО дома Станиславского.

(…)

В этом спектакле Александр Пономарев привлек художника Сергея Якунина чтобы особо подчеркнуть связь между воображением и детской игрой. Декорации напоминают детскую. Стена из книг, лестница, которая превращается в крыло ветряной мельницы и доспехи которые носит Дон Кихот сделаны из бумаги, картона и фанеры. Сымитированные кирпичные стены с каждой стороны расписаны в яркие «детсадовские» тона. Даже грубые музыкальные инструменты сделаны вручную.

Зрительно — это мир игры и ключевое понятие этого спектакля в том, что наши мечты и даже наши заблуждения являются основными ценностями среди всего, чем мы владеем.

Андрей Кочетков, который так же играет Дон Кихота, создал относительно прямодушную инсценировку романа Сервантеса. Придерживаясь канонических событий истории: посвящение в рыцари; битва с ветряными мельницами; его финальное поражение от руки одного из городских студентов, притворяющегося рыцарем, Кочетков, одновременно как автор и исполнитель, акцентирует статус своего героя как изгоя в грубом, несовершенном обществе. Его Дон Кихот не может скрыть, что его ужасают бездушные жители деревни вокруг него. До тех пор, пока он способен освобождаться от них с помощью преображения себя в странствующего рыцаря, он находится на грани исчезновения от отчаяния. И когда однажды его принуждают силой признать, что он не победоносный рыцарь, которым он претендовал быть, он вскоре умирает.

Высшие ценности жизни — вера в себя, чувство своей задачи и приверженность значительной цели достаточны для этого Кихота чтобы претендовать стать защитником правды и чести в циничном и пресыщенном мире. Тот факт, что лошадь, которой он правит всего лишь складывающееся игрушка лишь усиливает силу его убеждений. Он надсмехается над усилиями своей племянницы (Елена Котихина) и другими вылечить его от слабоумия. Возможно, одна из причин непоследовательности это то, что они также надсмехаются и вышучивают его. Он может быть побежден только грозным Рыцарем Белой Луны(Владимир Воробьев) — местным переодетым грамотеем и, вместе с тем, единственным человеком способным осознать, что Дон Кихот потеряет, когда избавится от своих иллюзий. Это он прочтет в финале: «Дон Кихот родился для меня, а я родился для него» так, будто это он может теперь стать искушенным продолжить отклонения умершего.

Оруженосец Санчо, сыгранный Никитой Логиновым, больше чем обычный ворчащий, материалистичный мещанин. У него нет ничего от высоких устремлений своего господина, но у него есть врожденное понимание того, что его жизнь возвышена устремлениями Дон Кихота. Он стоически принимает оскорбления сопровождающие его работу и делает все, что ожидается от него даже без вопросов.

Это спектакль, где все сделано по существу. Он длится долго и его чувство меланхолии может действовать угнетающе. Но когда Дон Кихот оправдывает свои действия, просто декларируя, что «люди выбирают разные пути», вы не можете помочь ему, остается лишь быть на его стороне.














Эмблема Чет-Нечет-Театра. Разработана Александром Пономаревым и Лилией Гит в 1988 году





© А.М. Пономарев, 2012–2020
обратная связь


Все размещенные на сайте материалы предназначены для частного прослушивания и просмотра.
Использование любых материалов в коммерческих целях без согласования с правообладателями запрещено.