обратная связь    на главную страницу
         Александр ПОНОМАРЕВ: режиссер, актерАлександр ПОНОМАРЕВ: режиссер, актер   рус    eng


РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ



Заметки нетеатрала

РЫЦАРЬ ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗА БЛИЗ ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО


Лев Аннинский


Газета «Культура», № 42 (7450), 28 октября – 3 ноября 2004 г.


Название спектакля: «Правда о Дон Кихоте и Санчо Пансе в двух аутодафе» наводит на мысль о бароккальности, но это впечатление обманчиво. По инсценировке Андрея Кочеткова (он же самозабвенно исполнил и главную роль) при поддержке Института Сервантеса в Москве (институт, надо думать, обеспечил сюжетную верность испанскому оригиналу) Александр Пономарев срежиссировал зрелище, отдающее отнюдь не купеческой роскошью, а королевской бедной строгостью, притом в современном игровом (то есть проникнутом духом игрища) варианте.

Дело не только в игре актеров, а еще и в общей «кукольной» аттракционности происходящего. Тут решает изобретательность художника Сергея Якунина, сваявшего из мятой, рваной и сшитой на живую нитку бумаги всё, чем экипирован Рыцарь печального образа и чем декорируют жизнь люди, потакающие его безумствам.

Рекорд этой рукотворной виртуозности ставит Санчо, который, слушая вдохновенный бред своего патрона, мастерит из бумаги раструб, укрепляет на нем иголку и, вставив правой рукой иголку в бороздку, левой крутит граммофонную пластинку, извлекая из нее арию Кармен… На маленькой сцене Театра ОКОЛО дома Станиславского такие трюки детально просматриваются и греют мою зрительскую душу. Что не мешает мне следить и за общим смыслом происходящего.

Смысл такой. Высокий безумец знает, что он безумец, и «низкие» обыватели это знают. Он себя считает околдованным, очарованным, одержимым, а для них он — помешанный. Из жалости к нему они разыгрывают рыцарский спектакль, а он из жалости к ним в этом розыгрыше самоотверженно участвует.

Высокий образ идеалиста, завещанный векам гениальным Сервантесом, — это модель, на которой последующие века этот идеализм проверяют на прочность.

Наш ответ: рыцарство и благородство имеют шанс только при условии, что все участники потешного эксперимента сделают вид, что в это верят.

Очень, знаете ли, своевременный взгляд на вещи.














Эмблема Чет-Нечет-Театра. Разработана Александром Пономаревым и Лилией Гит в 1988 году





© А.М. Пономарев, 2012–2020
обратная связь


Все размещенные на сайте материалы предназначены для частного прослушивания и просмотра.
Использование любых материалов в коммерческих целях без согласования с правообладателями запрещено.